СМЕРТЬ

Каждого человека, как и всякое живое существо на свете ожидает неотвратимое событие, имя которому - смерть. Хотя страх перед ней в той или иной степени присущ всем людям, отношение к ней неоднозначно: если для атеистов смерть означает полный распад личности и абсолютное небытие, то для верующих она - лишь переход в другое состояние, иное бытие. Чья точка зрения верна? Если исходить из универсальной теории парадоксальности всего мироздания, отчасти правы и те и другие или, иными словами, и те и другие во многом ошибаются. Окончательный и однозначный ответ на этот вопрос каждый получит в преднозначенное только ему время.

Самое пугающее в облике смерти то, что она начисто лишена собственного облика. В новелле Эдгара По "Маска Красной Смерти" бесстрашный герой срывает с непрошенной гостьи одну за другой все ее маски и обнаруживает вдруг, что под ними ничего нет. Но человек не желает мириться с безликостью смерти, поскольку жаждет узнавать ее. В этом ему помогают многочисленные символы смерти, им же самим и придуманные. Символами смерти являются человеческие останки - скелет, череп с костями; предметы скорби - гроб, венок, могила; некоторые породы деревьев - кипарис, плакучая ива; отдельные виды цветов - мак, нарцисс, асфоделии; цвета - черный на Западе и белый на Востоке. Однако все эти символы есть только маски смерти, придуманные человеком.

В мифологии смерти уделяется пристальное внимание. Пытаясь объяснить себе происхождение смерти, древние считали ее наказанием богов за грехи людей. Лики богов смерти, порожденные пугливой человеческой фантазией, ужасны. Древние народы словно соревновались между собой, стремясь создать наиболее устрашающие и отталкивающие образы. Закутанный в черный плащ греческий Танатос прилетал к ложу умирающего на огромных черных крыльях, мечом срезал с его головы прядь волос, а затем исторгал душу из тела. Всю фигуру Малах Га - Мавета, иудейского ангела смерти, покрывали сотни глаз - их убийственного взгляда не мог выдержать ни один смертный. Насу - иранский демон смерти, прилетал к одру умирающего в виде отвратительной трупной мухи, чтобы завладеть его душой и осквернить тело. Ах - Пуч, один из богов смерти в мифологии майя, изображался в образе человека с трупными пятнами по всему телу и с черепом вместо головы.

Царство Мертвых выглядит в мифах древних как мрачное и печальное место, откуда нет обратного пути. В подземном царстве греческого Аида бесплотные тени умерших, обреченные вечно скитаться во мгле по холодным полям, заросшими бледными асфоделиями, тихо стонут и жалуются на свою судьбу. Впрочем, судьба душ ацтеков и майя, угодивших в Митклан, еще горше. Бродя по лабиринтам подземного царства, несчастные души подвергаются тяжким страданиям и испытаниям: они вынуждены пробираться между сталкивающимися горами, переплывать смрадные реки из крови и гноя, терпеть пронизывающий ледяной холод и т.д. Лишь после долгих мытарств души попадают во дворец скелетоообразного Миктлантекухтли - владыки Царства Мертвых, окончательно решавшего их дальнейшую участь.

Многие герои мифов и средневековых преданий стараются перехетрить смерть, однако их попытки в лучшем случае приводят лишь к временному успеху, поскольку они угрожают установленному богами порядку. Так, Сизиф обманом заковал пришедшего за ним Танатоса, но боги освободили повелителя смерти и низвергли дерзкого героя в ад. Почему же боги так жестоки? Бессмертие - привелегия богов, с которой они не намерены делиться с людьми. Античным богам бессмертие даруют амброзия и нектар - волшебная пища и напиток богов. Смерть не властна над богами: даже если они погибают (египетский Осирис, вавилонский Таммуз), то обязательно воскресают. Подобно природе, чьи цикличные проявления они олицетворяют, боги неуничтожимы и вечны.

Религия связана со смертью неразрывными узами. В древних культах, где сплошь и рядом практиковались человеческие жертвоприношения, пальма кровавого первенства принадлежала мрачным богам ацтеков - им посвящали тысячи жертв ежегодно. В Индии еще в XIX веке существовала изуверская секта тхагов - душителей, убивавших встречных путников во славу черной богини Кали.

В изобразительном искусстве Средневековья смерть олицетворяла костлявая фигура Безжалостного Жнеца - скелет, символизирующий бренность плоти, вооруженный косой, реже - мечем, трезубцем или луком со стрелами. Иногда скелет, облаченный в черный плащ с капюшоном, сжимает в руке песочные часы - символ отмерянного срока жизни. Смерть с косой присутствует во многих аллегорических сюжетах средневековой живописи. Она мчится верхом на коне и косит людей, падающих под копыта или выпускает черные стрелы, представляющих собой аллюзию на эпидемию чумы. Невидимая человеку, смерть стоит за его спиной: забирает солдата с поля боя, женщину при родах, да и просто, без видимой на то казалось без причины, обычного человека.

В мантике смерти посвящен особый раздел - некромантия. Древние разумели под некромантией гадания при посредстве мертвецов. В Средние века некроманты - чернокнижники, опираясь на сведения, почерпнутые ими из гримуаров, пытались вызвать души умерших для получения предсказаний. В старшем Аркане Таро припасена карта Смерть под номером 13. Такое мистичесое соответствие, конечно, не случайно: дело в том, что древние евреи - каббалисты обозначали понятие "смерть" и число "13" одним и тем же знаком. Астрологи, как считается, умеют предсказывать смерть. Может и так. Но имеется свидетельство об анекдотическом случае, который произошел с придворным астрологом французского короля Людовика XI. Этот звездочет имел неосторожность напророчить смерть королевской фаворитке и та, как на грех, действительно вскоре умерла. Разъяренный Людовик вызвал предсказателя к себе и в присутствии палача поинтересовался, известна ли ему дата своей собственной смерти. На что тот, не моргнув глазом, отвечал: "Звезды поведали мне, что я умру за три дня до кончины вашего величества". Озадаченный король не рискнул проверить правдивость его слов. Он не только пощадил находчивого астролога, но и повелел заботиться о его здоровье, как о своем собственном.

В масонстве атрибуты смерти использовались в обрядах посвящения. Кандидата на степень мастера братья каменщики вводили в ложу, задрапированную черным крепом с изображениями скелетов и черепов с костями. Ложа была погружена в полумрак, слабый свет свечи пробивался лишь из пустых глазниц черепа, стоящего на алтаре. Вскоре испытуемый замечал в черном гробу окровавленного мертвеца, которого исполнял один из масонов. В процессе обряда братья отвлекали внимание кандидата и мнимый покойник незаметно выбирался из гроба, после чего будущему мастеру предлагали занять его место. Все эти страшилки, по замыслу масонов, преследовали две главные цели: мрачные атрибуты должны были воспитывать в кандидате бесстрашие и полное презрение к смерти, но одновременно они же были призваны напомнить ему о бренности человеческого существования.