КРЕСТ

Крест - один из наиболее древних геометрических символов, появившихся задолго до христианства. Символика креста весьма разнообразна. Превоначально он являлся универсальным символом космоса: две пересеченные линии креста обозначали четыре стороны света. Крест ассоциировался также с двойственностью и союзом, соединением. В этом качестве он сохранился до нашего времени в математике (знак плюс). Изображение креста на разных предметах, обнаруженных при археологических раскопках, характерно для многих народов Азии, Африки, Египта, Востока и Европы. При этом символическое значение креста у разных народов различное. В передней Азии крест был сакральным знаком и символом счастья; в Вавилоне - знаком четырех фаз Луны; в Сирии - символом четырех основных элементов мироздания; в доколумбовой Америке крест - символ жизни и плодородия, а в Аркадии - напртив, знак смерти, изображавшийся на могилах. В Китае крест , помещенный внутри квадрата - символ земли и стабильности. В Африке этот могущественный знак покровитеьства и защиты, космического единства, а вписанный в круг - символ верховной власти. В буддизме же крест внутри круга - колесо жизни, его выходящие за пределы круга концы вращали божественную энергию. Кроме того, в индуизме и буддизме крест воплощал единство двух сфер бытия - низшей и высшей: его горизонтальная перекладина соответствовала земной жизни, а вертикальная - вознесению к небу. Необходимо отметить также тот факт, что крест выступал в качестве атрибута многих богов. Так, в Мексике этот атрибут бога ветра Кецалькоатля и бога дождя Тлалока; в Индии - знак огненных палиц бога огня Агни, а в Скандинавии крест символизировал силу молота бога грома Тора и т.д.

С возникновением христианства крест получил совершенно новый смысл - постепенно он стал главным символом этой мировой религии, обозначающим искупительную жертву Христа, а также священным знаком вечной жизни и избавления от страданий. Поскольку древние римляне и иудеи применяли Т - образный крест в качестве орудия казни, на котором распинали рабов, преступников и бунтовщиков, ранние христиане использовали разнообразные христограммы как тайные эмблемы креста. Даже после крещения римского императора Константина крест еще долго оставался второстепенной эмблемой, затмеваемой христограммой. Лишь после того, как христианство достаточно распространилось и укрепилось, крест, впитавший в себя и дохристианский символизм, постепенно вытеснил христограмму. Уже к V веку христиане изображали на саркофагах, светильниках, шкатулках и других предметах этот мощный символ, победивший смерть. На протяжении многих веков крест принимал разнообразнейшие, подчас весьма вычурные формы. Наиболее известные виды крестов можно условно разбить на несколько групп.

Древние кресты

Анк - египетский крест с ушком, символизировавший жизнь и бессмертие души. Форма этого креста трактовалась по разному: как восходящее солнце, единство противоположностей, бессмертие духа или как ключ к тайным знаниям. По-видимому, это был действительно могущественный символ, поскольку египетские боги и фараоны часто изображались с анком в руках или на груди. Что касается христианской церкви, то она закрепила за анком значение вечной жизни во Христе. Антониевский крест в форме буквы "Т" широко применялся в Древнем Риме и его провинциях в качестве орудия казни. Свое название этот вид креста получил от св. Антония, который, согласно церковным преданиям, носил его на своих одеждах. Иногда Т - образный крест использовался для увенчания христианских храмов. Так, в 362 году епископ Вероны св. Зенон поместил Антониевский крест на крышу возведенной им базилики.

Раннехристианские кресты

Якореобразный крест обязан своим происхождением апостолу Павлу. В своем Послании этот святой убеждает верующих, что они могут "взяться за предлежащую надежду (т.е. крест), которая для души есть якорь безопасный и крепкий". Апостол Павел сравнивал христианскую церковь с кораблем, доставляющим всех желающих по бурному морю жизни временной в тихую пристань жизни вечной. Именно поэтому якореообразный крест олицетворял для верующих надежду на Царствие Небесное. Нахлебный крест, по свидетельству римского писателя Марциала, использовался в общинах ранних христиан, как с практической, так и с символической целью. Выпеченный хлеб надрезали крестообразно для того, чтобы его можно было легко разломить, поделив поровну между четырмя сотрапезниками. С другой строны, еще за долго до возникновения христианства считалось, что такой крест, разделяющий целое на части, духовно соединяет людей, его употребивших; иначе говоря, исцеляет разделенность.

Андреевский (бургундский) - диагональный крест. Диагональная форма креста в виде греческой букввы "Х" получила широкое распространение благодаря тому, что за этой буквой символически скрывалось имя Христа. Андреевским такой крест называют потому, что на нем был распят св. Андрей. Согласно легенде, апостол сам избрал его, считая себя недостойным умереть на таком же кресте, что и Спаситель. Бургундцы также отдавали предпочтение именно такой форме креста. Так, во время междоусобной войны, раздиравшей Францию при безумном короле Карле VI (XV век), бургиньоны (сторонники бургундской партии при королевском дворе) носили красные нарукавные повязки с изображением диагонального креста. Андреевский крест был популярен и в России: Петр Первый поместил его изображение на государственном гербе и военно - морском флаге. Первый российский император так объяснил свое нововведение: "Крест святого Андрея утвержден того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение".

Катакомбный крест - равносторонний четырехконечный крест, использовавшийся ранними христианами. Его почитание связано с именем римского императора Константина. По свидетельству древнего историка Евсевия Памфила, 28 октября 312 года, во время похода Константина на Рим, ему явилось на солнце знамение креста. Многие легионеры стали свидетелями этого чуда. Последствием же этого явления было то, что суеверный император, потрясенный до глубины души, вскоре принял крещение. Победа над Максенцием, одержанная Константином у Мильвиева моста, еще более укрепила его веру и в 313 году, в соответствии с миланским эдиктом, христианская религия в Римской империи была легализована. С тех пор крест, как священный символ, стал предметом глубокого почитания. Византийский император Юстиниан (527 - 565) скреплял таким крестом международные договоры. Им же скреплялись решения церковных соборов. Катакомбный крест применялся также для украшения храмов, икон, священнических риз и церковной утвари.

Греческий крест, горизонтальная перекладина которого расположена в середине вертикальной, характерен для Византии. Однако не чужд он и России. По церковному преданию, князь Владимир Святославович вывез такой крест из Корсуни и приказал воздвигнуть его на берегу Днепра в Киеве. Таким образом, введение христианства на Руси было освящено именно этим видом креста. Изображение греческого креста можно встретить и в Киевском Софийском соборе, на могиле Владимира, великого князя Ярослава Мудрого.

Латинский крест, традиционный для католического христианства, послужил матрицей для создания на его основе целой группы новых крестов. От греческого он отличается тем, что его горизонтальная перекладина пересекает вертикальную выше середины. Изображения латинского креста появляются в римских катакомбах уже в начале III века. В Средние века перевернутый латинский крест с заостренными концами (крест св. Петра) служил эмблемой духовно - рыцарского ордена тамплиеров. Православный шестиконечный крест известен на Руси с XI века. Собственно, это тот же латинский крест с добавленной к нему в нижней части перекладиной ("подножием"). В Древнем Риме такая перекладина использовалась с практической целью: несчастные жертвы опиралались на нее ногами при распятии. Однако наклонная форма подножия имела и глубинный символический смысл, крест для каждого человека служил как бы мерилом или весами его состояния души: край подножия, опущенный вниз, отражал низвержение души, отягощенной грехами: приподнятый вверх - стремление ее ввысь, к Богу.

Семиконечный крест, в отличие от предыдущего, увенчан короткой горизонтальной планкой. Такая форма православного креста получила широкое распространение на иконах северного письма, в частности, псковсой школы XV века (образ св. Параскевы Пятницы из Исторического музея). Семиконечный крест присутствует и в работах мастеров московской школы того же времени ("Распятие" Дионисия из Третьяковсой галереи). Нередко этот крест использовался для украшения куполов православных храмов. Так, например,семиконечный крест был установлен на куполе основанного патриархом Никоном Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Воьсмиконечный крест - наиболее распространенная и почитаемая на Руси разновидность православного креста, поскольку именно на нем, согласно церковной традиции, был распят Иисус Христов.

Восьмиконечный крест образован добавлением к шестиконечному короткой горизонтальной перекладины, расположенной на равном расстоянии от верхнего края вертикальной и основной горизонтальной перекладин. Этот дополнительный элемент креста, именуемый титлом, представляет собой дощечку с именем казненного и указания его вины. Титло креста распятого Спасителя, согласно утверждению евангелиста Матфея, содержало следующую надпись: "Сей есть Иисус, Царь Иудейский". Иногда восьмиконечный крест украшался терновым венцом, символизировавшим страдания распятого Христа. Изображения такого креста можно встретить на страницах рукописный церковных книг, на иконах, фресках и предметах церковной утвари.

Голгофский крест представляет собой все тот же восьмиконечный православный крест с терновым венцом, но с добавлением четырех новых элементов. К подножию голгофского креста ведут три невысокие ступени, под которыми лежит череп - символическое изображение Адама, погребенного по преданию на Голгофе. Под черепом помещены перекрещенные кости рук, правая на левой, как при погребении. С левой стороны креста наклонно установлено копье римского центуриона Лонгина, пронзившего им бок Спасителя, а с правой - трость с губкой в форме сердца. Такие губки, смоченные в разбавленном вине, палачи подносили к губам своих несчастных жертв, распятых на кресте и те, жестоко страдая от жажды, жадно высасывали живительную влагу, что лишь продлевало их нечеловеческие мучения. Изображения голгофского креста носили на своем облачении русские монахи - схимники: три креста располагались на парамане и пять на куколе (на челе, на груди, на спине и обоих плечах). Кроме того, голгофский крест вышивали и на погребальных саванах, что знаменовало собой сохранение обетов, данных при крещении. По традиции, введенной еще Василием III, многих русских царей, принимавших перед смертью схиму, хоронили именно в таком облачении.

Патриарший крест по форме также напоминает восьмиконечный православный крест, с той лишь разницей, что на нем отсутствует подножие, а горизонтальная перекладина пересекает вертикальную по центру. Такая форма креста была изображена на печати наместника византийского императора в Корсуни. При богослужениях этот крест использовали архиепископы и кардиналы. На Западе патриарший крест, получивший широкое распространение, именуется анжуйским или лотарингским. В годы Второй мировой войны красный лотарингский крест стал символом антифашисткого движения "Свободная Франция", возглавляемая де Голлем.

Фигурные кресты

Лепестковый крест, имеющий форму цветка с четырьмя лепестками, довольно часто встречается в церковном изобразительном искусстве. Его можно видеть, к примеру, на омофоре Григория Чудотворца в мозаике XI века в Киевском Софийском соборе. Криновидный крест получил свое название от полевых лилий (на славянском "крины" означают лилии). Символизм этой формы креста связан с образным выражением Иисуса Христа: "Я, - говорил Господь, - лилия долин!" (Песн. 2:1).

Трилистниковый крест чаще всего применяется в России в качестве напрестольного креста. Кроме того, такая форма креста часто использовалась и в российской геральдике. Например, в гербе Тифлисской губернии, согласно "Российскому гербовнику", изображен "золотой русский трилистный крест, стоящий на серебрянном опрокинутом полумесяце"; в гербе города Троицка Пензенской губернии - "золотой трилистный крест под короной в красном поле".

Накупольный крест, получивший в России очень широкое распространение, замечателен тем, что у его основания располагается опрокинутый полумесяц, с рогами, загнутыми вверх. Данный элемент накупольного креста несет на себе богатейшую смысловую нагрузку, символизируя люльку вифлеемскую,хранившую младенца Христа; крестильную купель; якорь надежды - крестный дар Христа; чашу евхаристическую, в которой находится тело Христово, а также корабль церковный, направляемый кормчим - Христом. Иногда символизм полумесяца трактуется и в отрицательном значении. В таком случае он выступает как древний змий, попираемый крестом, как враг божий, попираемый ногой Спасителя.

Крест - "виноградная лоза" обязан своим происхождением метафорическим высказываниям Христа, приведенным в Евангелии от Иоанна : "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин. 15:1) и "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15:5). А.С. Уваров в книге "Христианская символика" объясняет значение виноградной лозы для христиан в ее символической связи с таинством причащения. Фигурная форма этого креста представляет собой не что иное, как православный крест, из раздвоенного основания которого расходятся две виноградные лозы с листьями и гроздьями винограда. Каплевидный крест иногда встречается в рукописных Евангелиях первых веков новой эры. Среди медных нагрудных крестов XII - XIII веков также немало каплевидных. Все перекладины такого креста увенчаны каплями крови Христа, которые, окропив крестное дерево, навеки освятили его и передали кресту могущественную силу.

Плетеные кресты разнообразных видов украшали русские и болгарские старопечатные книги. Происхождение плетеного креста убедительно раскрыл автор учебника палеографии профессор Щепкин В.Н.: "Это плетенье получено от древнехристианского искусства, где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетенье, в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху распространено в глаголических рукописях".

Кавалерские кресты

Мальтийский восьмиконечный крест, с раздвоенными наподобие ласточкиного хвоста концами, служил эмблемой мальтийского духовно - рыцарского ордена (такое название получил орден иоанитов - госпитальеров в связи с переносом его главной резиденции на остров Мальту в 1560 году). Неисповедимой волею судеб мальтийский крест оказался на гербах многих российских городов: Золотоноши, Миргорода, Понара, Конотопа, Павловска, Белгорода и др. Произошло это вследствие того, что император Павел I, уступая настойчивым просьбам мальтийского посла, граффа Литты, в 1798 году принял на себя почетный титул гроссмейстера мальтийских рыцарей. В течение нескольких лет в разных городах России, с легкой руки экстравагантного императора - гроссмейстера, было учреждено 98 командорств ордена. Таким образом, мальтийский крест и попал в гербы этих городов и губерний.

Тевтонский крест составлен из четырех уголков. Есть и другой его вариант, образованный из четырех букв "Т", неразрывно соединенные основания которых составляют центр креста. Тевтонский крест использовался еще немецкими крестоносцами. В годы Второй мировой войны крест, составленный из уголков, изображался преимущественно на немецкой военной технике.

Георгиевский крест, состоящий из четырех треугольников, обращенных вершинами к центральному кругу, получил название в честь св. Георгия - римского воина - христианина, служившего в легионах императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан он отказался преследовать единоверцев и после мучительных пыток был обезглавлен в Никомидии. Христианская церковь канонизировала мученика под именем Георгия Победоносца. В России этот святой был особенно популярен. Ярослав Мудрый повелел чеканить его профиль на монетах. Дмитий Донской поместил изображение Георгия Победоносца, поражающего дракона, в гербе Москвы. Екатерина II в 1769 году учредила орден св. Гергия. В статуте ордена указывалось, что им должен награждаться лишь тот "кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоутверждения, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу".