Знак сверхъестественной силы
Слово "символ" пришло в западные языки от греческого слова "симболон", что означает
"смешанные в кучу". Само понятие "символ" применялось для обозначения смыслового
образа или смыслового знака, а также идей, чувств и эмоций. У древних греков таким
средством служили осколки разбитой плитки, с помощью которой люди, вступающие в
контакт, могли узнать друг друга, если места излома при соединении совпадали, поэтому
каждый символ является по своему характеру тайным или, по крайней мере, условным
знаком. Смысл символа, который не может и не должен быть понятным для людей, не
принадлежащих к определенной группе, то есть для тех, кто не посвящен в значение
символов, является намеком на то, что за видимым изображением данного знака скрыт
более глубокий смысл. Между тем, символ не сводится как знак, лишь к чистой форме
и не может быть понят вне своего метафизического, религиозного и культурного контекста
и той почвы, на которой он произрос, так как символ - это ключ, позволяющий проникнуть
в область большую, чем он сам. Поэтому поиск процесса символизации включает в себя
разгадку человеческой психики, ее сознательных и бессознательных структур, а, может
быть, и строение самой души. Это поможет объяснить, каким образом значение чего
- либо передавалось из поколения в поколение посредством символов. Существует предположение,
что способность создавать и использовать символы есть всеобщее свойство человека
во все времена и во всех местах и оно существенно не отличается от способности к
мышлению вообще, являясь основной примитивной функцией разума.
Если история изучения письменности, согласно официалной науке, берет свое начало
5 тысяч лет назд, когда были установлены первые правила организации визуальных знаков
в систему письма, то история символизма уходит в глубь времен на сотни тысяч лет
ко времени позднего палеолита, когда люди жили в пещерах, на стенах которых символами
изображали свои религиозные верования и представления о жизни. Время не изменило
коренным образом структуру древнего символизма, но лишь последовательно прибавляло
к нему новые понятия, не нарушающие его общего значения. Хотя письменность была
шагом вперед, по сравнению с примитивизмом древнего символизма, тем не менее знаки
письменного языка никогда не смогли полностью заменить символов, которые процветали
даже в высококультурных обществах цивилизованного мира. Более того, мысль и язык
самым тесным образом связаны с символикой, поэтому сам язык и письменное слово стали
преобретать особое символическое значение или некий символический код, так как письменность
связана с верованием о божественном ее происхождении, а буквы, цифры и слова - это
лишь формы ее проявления. Символ же, какой бы формой он ни был представлен, является
специфическим языком превода феноменальной реальности в ноуменальный мир, который
существует для человека лишь настолько, насколько он может им восприниматься.
Первоначально многие символы были упрощенным схематическим изображением определенных
предметов или явлений реального мира. Символом могли быть геометрические фигуры,
картины, предметы, чертежи, элементы, субстанции. Однако были и невидимые символы,
существущие в качестве абстрактных идей и умозрительных картин. Одним из таких символов
стало понятие "философского камня" - самого таинственного и загадочного , давшего
толчок новым открытиям в философии и различных научных областях.
Символ мог выражаться в звуке, движении, аромате, но все это только разные отправные
точки к нахождению его смысла. Возможно и общение между людьми, благодаря различным
формам искусства, которые, в определенном смысле, также символичны. Например, композитор
использует символический язык нот, становящихся музыкой; художник должен уметь выразить
на плоскости пространственно - временные структуры; писатель использует язык образов
для передачи чувств и эмоций своих героев. В творческом процессе внутренний опыт
переводится во внешние или постигаемые формы, когда эмоции, идеи, видения творца
преобразуются в его объективной работе и представляют собой визуализацию духовного
опыта автора.
В символизме заложен сам дух того состояния или явления, который он изображает,
поэтому, рождаясь в талантливых произведениях и осуществляя их , символизм может
быть пережит только в творческом экстазе и является передачей реальной энергии феноменального
мира, а значит, по своей природе он мистичен, как и сам процесс творчества. Стали
символичными и язык жестов - мудры, и сакральное изображение метафизических структур
вселенной в мандале, и магическая символическая формула взаимосвязи человека с божеством
через мантру, и даже сама идея, в высшем смысле этого слова, может быть выражена
только символом.
Во всех вышеназванных примерах изображаемая многомерная действительность должна
быть помещена в одной плоскости и только тот человек, кто сумеет "развернуть" ее
в своем сознании сможет познать истинный смысл, заложенный в этом символе. Последний
же сам находит нужый план сознания, где и сможет произойти его интерпретация В зависимости
от скорости потока сознания, то есть от его иерархического уровня, человек, воспринимающий
символ, сможет познать его в целом или увидеть только определенную грань его. Это
может произойти только в том случае, когда вибрационный код воспринимающего и передающего
определенный символ совпадают. Познать сущность символа можно лишь при слиянии с
его ритмом, внутренняя сила которго предается наблюдателю. Только так можно войти
с символом в теснейшую связь, пользуясь его энергией и направляя ее по соответствующему
ему, символу, закону. Это прямое познание, которе управляет универсальными трансформациями
энергии в человеке.
Существует некая реальность, которая проявляется во вселенной через определенный
ритм и движение, а разница между различными проявлениями энергии происходит из изменяющегося
темпа вибраций. Сущность всех явлений заключается в определенной частоте энергии,
раскрытие тайн которой дает ключ к познанию загадок творения, природы вещей явлений
жизни. Все формы и явления этой жизни - суть только различные проявления этой энергии,
которая иерархически отражается в низших планах. При этом происходит ряд искажений,
но все же всякому высшему в низшем может быть найден соответствующий символ. Это
духовная направленность не может прерваться, т.к. она потеряла бы свою силу и мир
утратил бы свое единство, а значит пришел бы к хаосу, поэтому все вещи и явления
взаимосвязаны и соединены в единую универсальную гармоничную систему. Таким образом
символизм очень точно отражает основной принцип герметизма: "что вверху, то и в
низу", т.е. низшее свидетельствует о высшем, а известное о неведомом. Система символизма
выражает соотношения материального мира со сверхъестественным, отражая гармонические
связи между частями вселенной. Главный закон символизма гласит, что реальность высшего
порядка может быть представлена реальностью низшего порядка, но обратное невозможно.
Всякий же символ есть отражение определенного целого, которое лишь спроецировано
в нем и является хранилищем информации о том, что он изображает. Трансцендентальное
непередаваемо обычными словами, поэтому его можно передать только через мифы, сказки,
притчи, символы. Истинную символику можно рассматривать как прообраз высшей реальности.
Итак, символ содержит в себе значение высшего, небесного, которое не только изначально,
но и вечно. Оно сообщает символу ту силу, которая остается действенной, несмотря
на прошествие многих веков. Это воздействие настолько существенно, что символ вызывает
ощущение чего-то священного и спустя тысячелетия служит проводником к той силе,
которую он отражал. В символах хранилась определенная информация, поэтому многие
из них передавлись из поколения в поколение, представляя собой стабильные изображения,
не поддающиеся изменениям. Такие символы имели универсальную природу. К ним можно
отнести изображение змеи, спирали, креста, круга. Но многие символы, популярные
в одни времена, по прошествии какого - то времени могли стать непонятными или вообще исчезнуть.
Почему же это происходило?
Символы, как и все в мире, переживают периоды своего расцвета и упадка. Они могут
носить временный и даже случайный характер, исчезать в одном месте и снова появляться
в другом, воскресая в новой форме. Несмотря на то, что названия и значения их могут
меняться, в зависимости от того, какой аспект они выражают, но их характер по-прежнему
сохраняется. Вначале символ охраняется лишь узким кругом посвященных, но может наступить
время, когда они начинают применяться очень активно, входя в повседневную жизнь
людей, получая столь широкое значение, что превращаются в обычные условные знаки,
утрачивая свою сокровенную глубину. Но и сохранение в тайне символа в очень узкой
группе людей иногда приводит к потере им жизненной силы, что вызывает его неприятие
и даже отрицание, так как он может существовать лишь до тех пор, пока существует
эта группа. Иногда почитание определенных символов, в силу устойчивой традиции продолжает
сохраняться, но его истинная причина и эзотерический смысл утрачиваются. В таком
случае он, благодаря своему эстетическому достоинству, сохраняется в виде простого
орнамента. Тогда их место занимают другие символы. Но они не придумываются специально,
ибо символ нельзя искусственно создать или изобрести, вкладывая в него личное толкование.
Многие факторы могут стать "символообразующими" - это и традиции, и ритуал, и явления
природы, биологические процессы, состояния человеческой души, таинства и откровения.
Глубокий символизм может быть заложен в сложных композиционных группах, таких как
святилище, храм. Объекты в них соединяются только в том случае, если, обладая общим
ритмом, гармонично вписываются друг в друга, воспринимаясь как единое целое. Если
же в сложный символ войдут составляющие его, имеющие разный вибрационный уровень,
то вся символическая форма будет не жизнеспособна, так как не будет обладать определенной
энергией для его восприятия.
Не только сложные символы, но и простые, как, например, крест, лотос, круг могут
метафизически связать большой ряд явлений и понятий, являясь структурами чрезвычайной
сложности, так как они употребляются как для для выражения содержания различных
уровней реальности, так и отношениями между ними и их взаимосвязи.
В сложных символических формах большую роль играет не только сочетание элементов
друг с другом, но и их расположение и ориентация. В зависимости от комбинации его
составляющих, символ будет изменять свое значение. Иногда в сложных символах элементы
могут быть построены так, что не будут непосредственно влиять друг на друга, но лишь
указывать на развитие какого-либо процесса. Например, изображение обрубка дерева,
торчащего из воды, который вследствие преломления света (невидимого на рисунке,
но подразумевающегося), кажется искривленным. Эта композиция говорит о том. что
вода, как элемент текущий, представляет собой изменчивую человеческую природу и
его чувства, поэтому человеку нельзя доверять или совершенно полагаться на него,
а следует дополнить разумом и опытом, даже когда он судит о вещах самых обыкновенных.
Такую интерпретацию изображаемого можно произвести лишь в том случае, когда возникает
напряжение между противоположностями, отраженными в символе, с которыми сознание,
само по себе не в силах справится. При активном подключении бессознательного возможно
целостное восприятие символа, выражающего различные аспекты представляемой им идеи.
Аспект силы символа вытекает из того факта, что он является частью целого или полным
его замещением, так как в основе символизма лежит аналогия, которая основана на
наличии в различных планах существования общего ритма. По существу, природа формирования
символа состоит в том, что какой-то предмет или образ, как правило, конкретный,
принимает значение чего-либо другого - абстрактного или обобщенного, разом охатывая
разные качества изображаемого предмета, действия или явления. Когда предмет функционирует
по аналогии с чем-либо, он функционирует как символ. В данном случае эти предметы
являются частью тех сил, которые они представляют. Здесь происходит прямая передача
энергии от оригинала своему символу.
Символ не просто служит эквивалентом чего-либо, но соединяет все уровни реальности,
осуществляя взаимосвязь между различными планами бытия, между человеческим существованием
и структурой космоса, вследствие чего обладает двойственным характером, который
дает ему возможность быть носителем неоднозначного или даже множественного смысла.
Она дает основание для множества ассоциаций и толкований, вплоть до взаимодополняющих
и противоположных. Значение символа никогда не может быть полностью познаваемо,
поэтому сталкиваясь с ним, человек должен всматриваться в свой собственный опыт,
чтобы обнаружить, что здесь отражено, ибо мы сами присутствуем в символе и он в
нас. Символ имеет столько значений, сколько есть градаций бытия, к которому он относится.
Каждый, в силу своих возможностей, может постигать их на любом уровне, но не каждый
кто хочет, может прийти к владению символическим языком. Тот, кто относится к символу
в буквальном значении, не может постигнуть его настоящих истин. Те же, кто достигает
употребления символического языка, сами прошли через внутреннюю трансформацию, которая
дает восприятие различных уровней бытия, что в широком смысле можно охарактеризовать
как мистический опыт. Сила символа может быть обнаружена не путем логической интерпретации,
так как таинственность выводит их за пределы досягаемости разума, но постигнута
лишь интуитивным путем. Сознательное восприятие трансцендентного значения символа
случается редко, ведь динамическая природа его ритма служит стимулом для активной
работы бессознательного. Символы пробуждают индивидуальный опыт и одухотворяют его,
стимулируя метафизическое познание мира, а значит, являются тем ключем, который
открывает врата тайн, недоступных для разгадки разумом.
Эллины думали, что человеческий ум не в состоянии сразу подняться до понимания божественного
языка. Им казалось, что боги, оствляя за собой полную свободу пользоваться теми
или иными символами, открывали грамматику своего языка лишь посвященным во время
мистерий. Отсюда цепь ступеней постижения невидимого, путь ученичества и практика
посвящения. В связи с этим понятно повсеместно распространенное в древнем мире стремление
хранить в тайне истинное их значение. Некоторые символы стали логическими формулами,
сохраняя свою природу, структуру и содержание. Скрытая реальность открывалась лишь
тому, кто "вживался" в сам символ. Подлинный секрет высшей истины остается до конца
невыразим, так как человеческий язык не способен передать внеобразные духовные понятия,
поэтому разгласить его тайну невозможно. Так учитель передает ученику не секрет
сам по себе, а только его символ и тот духовный путь, с помощью которого возможно
его достижение.
Эзотеризм стал мистерией символа, несущего на себе двойную нагрузку: с одной стороны,
скрывая священные истины от непосвященных, а с другой - раскрывая ее тем, кто прошел
инициацию, то есть посвящение, во время которого космический ритм, передаваясь человеку,
изменяет ритм его сознания. Это прямое познание наделяет человека даром прозрения
или мистической интуиции, что постигается в моменты божественного озарения. Но эти
состояния столь неуловимы, что не поддаются ни объяснению, ни описанию. Пытаясь
выразить их, мистики старались найти в своем опыте аналогию, которая бы отразила
бы их мистические видения. Только посредством символов можно было лишь намекнуть
на эти переживания, которые помогают человеку увидеть в себе "божественное начало".
Если человек проникся внутренним чувстом бытия, то все, что бы он ни творил, будет
символом гармонии жизни.
Ценность подлинного символизма состоит в его силе выхода из мира видимых форм в
мир горний. Эзотеризм, по самой своей природе, окутан покровом тайн, вот почему
его доктрины неизменно выражались символическим методом.
Нельзя не отметить и то, что все религиозные обряды имеют свое символическое значение,
без понимания которого становятся пустым суеверием. Судьбы религии и символов всегда
тесно переплетались. С глубокой древности сложилась традиция, вызванная потребностями
религиозной практики, обзначать религиозные понятия при помощи особых "кодовых"
изображений. Благодаря дошедшей до нас символики, мы получаем доступ к пониманию
религиозной жизни прошлого и возможности изучения утерянных культур. Религиозные
символы направляют внимание, вызывают ответную реакцию и управляют поведением человека,
стимулируя пробуждение определенных структур его восприятия, когда это касается
слишком сложных сокровенных реалий, которые трудно точно определить. Религиозная
символика была важной частью культуры, а для религиозного человека мир не есть нечто
инертное и непроницаемое, это не просто механическое взаимодействие его составляющих,
но он освящен, а следовательно, обладает сверхъестественной силой и значимостью.
В современном мире идет возрождение интереса к символам, а это является показателем
возрождения религиозных традиций и религиозного сознания людей.
В более широком смысле можно сказать, что традиции использования и интерпретации
символизма сопровождали прогресс интеллектуальной мысли не только в эзотерическом
наследии мистицизма, астрологии, магии, алхимии, но это можно проследить на примере
теологии, философии, литературы, искусства и некоторых научных дисциплин. Связь
между символизмом и тем, что он нес в себе, всегда была обусловлена особенностями
той культуры, в которой он существовал. Знание символики - это вопрос не только
эрудиции человека, оно лежит в основе его интеллекта, чувств и духовного устремления и имеет
непосредственное отношение к познанию человеком самого себя и мира, в котором он
пребывает.
Царева Г.И.